Кoмaнднo-штaбнaя мaшинa Р-125МТ «Aлфaвит-МТ» в oбтeкaeмoм кузoвe AВС-2М нa грузoвикe ГAЗ-66-04. 1966 гoд
В сoстaв пoкoлeния Р-142 вxoдили кoмaнднo-штaбныe мaшины oпeрaтивнo-тaктичeскoгo звeнa с двумя рaбoчими oтсeкaми, тeлeскoпичeскими, рaмoчными или штырeвыми aнтeннaми, стaнциeй спутникoвoй связи, срeдствaми кoнфидeнциaльнoй пeрeдaчи инфoрмaции, бeнзинoвым элeктрoгeнeрaтoрoм и кoрoткo- и ультрaкoрoткoвoлнoвым кaнaлaми с дaльнoстью дeйствия дo 350 килoмeтрoв.
Штaбнaя мaшинa Р-142 «Дeймoс» Нaрoднoй aрмии ГДР с кузoвoм К-66Н и двумя рaмoчными aнтeннaми
Вaриaнт Р-142Д являлся дeсaнтируeмoй мaшинoй нa шaсси ГAЗ-66Б с oткрытым кузoвoм КМ-66ДС и двумя рaмoчными aнтeннaми нa крышe и oднoй зaднeй тeлeскoпичeскoй.
Aвиaдeсaнтируeмaя мaшинa Р-142Д с кузoвoм КМ-66ДС нa шaсси ГAЗ-66Б (фото С.Андреева)
В начале 70-х появилась авиадесантируемая станция спутниковой связи Р-440ОД в каркасно-металлическом кузове КМ-66ДС для парашютного десантирования, оснащённая параболической антенной на крыше и выносными бензиновыми источниками электроэнергии, вырабатывавшими трёхфазный ток напряжением 220 вольт.
Автономная десантируемая станция космической связи Р-440ОД «Кристалл» на шасси ГАЗ-66-15. 1972 год
Самым обширным был набор секретных войсковых аппаратных станций для обеспечения спецсвязи, состоявших из десятка модификаций на обычных или экранированных шасси с автономным питанием. Как правило, их оснащение помещалось в глухих кузовах с двумя окнами на скосах крыши.
Автономный мобильный телефонный коммутатор П-240Т на автомобиле ГАЗ-66-05 с глухим кузовомСредства технического обслуживания и ремонта
Из-за сравнительно малой полезной нагрузки войсковых фургонов с системами жизнеобеспечения на экранированных шасси ГАЗ-66 с кузовами К-66В размещалось оборудование для технического обслуживания и ремонта различных систем ракетного вооружения.
В эту гамму входили специальные контрольно-проверочные машины для обслуживания переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла», противотанковых систем «Малютка», «Фагот», «Конкурс» и зенитно-ракетных «Стрела-10».
Контрольно-проверочные машины 9В866 и 9В838 для обслуживания комплексов «Игла» и «Малютка»
Машина СО-1МО2 осуществляла проверку боеготовности танкового вооружения и обслуживание, контроль за техническим состоянием и текущий ремонт основных видов танков. Она снабжалась специальной аппаратурой, приборами и собственным электрогенератором в восемь киловатт.
Проверочная машина СО-1МО2 на шасси ГАЗ-66-14 для обслуживания танкового вооружения. 1990 год
Контрольное и ремонтное оборудование в кузове К-66В машины СО-1МО2
Кроме них существовали полевые мастерские М-3 для ремонта радиостанций и контроля качества горюче-смазочных материалов ПЛГ-2, автомобильные лаборатории ПАЛ и авиационные электротехнические ЭТЛ-1.
Автомобили топливной службы
На экранированных шасси ГАЗ-66-04/14 выпускался армейский топливозаправщик ТЗ-2-66 со стальной цистерной на 2000 литров и насосом для заправки бензином или дизельным топливом автобронетанковой и иной военной техники в полевых условиях. На базе ГАЗ-66Б был создан заправщик ТЗ-2-66Д с коробкой отбора мощности для Военно-десантных войск (ВДВ), приспособленный к парашютному десантированию на посадочной платформе.
Авиадесантируемый топливозаправщик ТЗ-2-66Д на автомобиле ГАЗ-66Б. 1977 год
Маслозаправщик МЗ-66 на базе ГАЗ-66-04 при обслуживании лёгких летательных аппаратов. 1971 год
Многоцелевой маслозаправщик МЗ-66 на базе ГАЗ-66Д и ГАЗ-66-04 применялся для заправки горячими маслами автобронетанковой и авиационной техники. Он снабжался цистерной вместимостью 800 литров и котлом с внутренней жаровой трубой и змеевиком. Подогрев масла и поддержание заданной температуры производилось посредством нагревательной системы с компрессором и форсунками со свечами зажигания. С 85-го в производстве находился облегченный вариант МЗ-66А с увеличенной до 900 литров ёмкостью и применением ряда новых узлов.
Модернизированный маслозаправщик МЗ-66А на ГАЗ-66-14 с задней кабиной управления. 1985 год
С начала 70-х на вооружении крупных аэропортов состоял авиационный заправщик специальными жидкостями ЗСЖ-66 на базе ГАЗ-66-04/14 с низкопрофильным цельнометаллическим кузовом с одной задней и четырьмя боковыми откидными дверками, за которыми находились блоки управления и ёмкости с насосными и раздаточными устройствами для бензина, гидравлической жидкости, авиационных масел и их смесей, а также для их перемешивания и перекачивания.
Аэродромный заправщик специальными жидкостями ЗСЖ-66М с обогреваемым кузовом на грузовике ГАЗ-66-14. 1987 год
Авиационный водоспиртозаправщик ВСЗ-66 на шасси 66-04/14 применялся для заправки летательных аппаратов фильтрованным этиловым спиртом и 50-процентными водоспиртовыми растворами. Для них в кузове имелись ёмкости на 250 и 650 литров соответственно, электрические насосы с приводом от трансмиссии автомобиля и автономные подогреватели.
Аэродромный водоспиртозаправщик ВСЗ-66 на шасси ГАЗ-66-14 с металлическим кузовом. 1988 годСредства обеспечения ракетных комплексов
С середины 60-х ГАЗ-66 осваивал новую профессию обслуживания, обеспечения, охраны, испытания и управления различными подвижными ракетными системами.
Заправщик ракетным топливом 5Л22 на базе ГАЗ-66-75 в венгерском Военном музее в городе Кецель
Для этого была создана секретная и до сих пор малоизвестная техника: пункты управления ракетными комплексами, различные контрольно-проверочные машины в кузовах К-66В, заправщики и перекачивавшие станции ракетного топлива, окислителя и их компонентов, а также боевые машины дежурных сил в кузове К-66.
Перекачивающая станция частей ракетного топлива ПСК-50М на базе ГАЗ-66-75 в Народной армии ГДРМашины войск химической защиты
С началом выпуска ГАЗ-66 на их шасси часто переставляли химическое оборудование, разработанное для ГАЗ-63, ГАЗ-51 и ЗИЛ-164. Например, на базе ГАЗ-66 существовала термическая дымовая машина ТДА-М, созданная для ГАЗ-63. Её оборудовали цистерной на 1200 литров жидких дымовых смесей и распылителями для создания надежной термодымовой завесы, исключив возможность визуального наблюдения за действиями войск.
Подготовка модернизированной дымовой машины ТДА-М к работе при пониженной температуре
Пробная постановка маскировочной дымовой завесы при помощи установки ТДА-М на шасси ГАЗ-66-15
На автомобилях ГАЗ-66-01/11 собирали дезинфекционно-душевые установки ДДА-66 для помывки личного состава и дезинсекции одежды и постельных принадлежностей, служившие в санитарно-эпидемиологических подразделениях Советской армии и в частях Гражданской обороны.
Модернизированная дезинфекционная машина ДДА-66П на грузовике ГАЗ-66-11
Полевая химическая лаборатория ПХЛ-1 в кузове К-66В на базе ГАЗ-66-15 применялась для проведения химического и дозиметрического контроля, обнаружения и измерения степени заражения объектов, воздуха, воды и почвы отравляющими веществами и радиоактивными продуктами.
Интерьер кузова К-66В полевой контрольной радиационно-химической лаборатории ПХЛ-1Инженерная автотехника
На грузовиках ГАЗ-66-02 и 66-12 с лебёдками для инженерных войск были созданы бурильно-крановые машины БМ-202 и БМ-302 двойного назначения на съёмном подрамнике с гидроопорами для выполнения разнообразных буровых работ на глубину до трёх метров, применявшиеся для установки различных опор и поиска воды.
Инженерная крановая буровая установка БМ-302А с поднятыми гидроопорами на автомобиле ГАЗ-66-12
Многоцелевая автономная мачтовая буровая станция УГБ-1ВС на таком же грузовике. 1986 год
На вооружении инженерно-саперных рот применялась войсковая фильтровальная станция ВФС-2,5 для очистки воды от естественных загрязнений, обеззараживания, обезвреживания и дезактивации. Она размещалась в кузове К-66Н на шасси ГАЗ-66-12 и в одноосном прицепе с бензоэлектрическим агрегатом, электрическим насосом и мотопомпой.
Фильтровальная станция ВФС-2,5 производительностью 2500 литров воды в час
Важным предназначением 66-го семейства в инженерной области являлось использование десантных машин ГАЗ-66Б, ГАЗ-66АЭ и ГАЗ-66-02/05 с лебёдками для создания 40-тонного десантируемого понтонного парка ДПП-40 для ВДВ.
Десантируемая машина ГАЗ-66АЭ со сложенными секциями понтонного парка ДПП-40
Их задачей являлась оперативная доставка герметичных металлических понтонов из складных секций с пневматическими поплавками путем посадочного или парашютного десантирования для наведения мостовых и паромных переправ в отдалённых районах, в том числе в тылу противника. За 40-50 минут из них можно было собрать мост длиной 128 метров с шириной проезжей части 4,2 метра.
Момент сбрасывания на воду разложенных понтонных звеньев с пневматическими поплавками
Сборка парома 40-тонного парка, состоявшего из четырёх раскладных звеньев с поплавкамиБоевые системы залпового огня
Наиболее оригинальными советскими боевыми машинами до недавних пор оставались уникальные авиадесантируемые реактивные системы залпового огня БМ-21В «Град-В», смонтированные на шасси ГАЗ-66Б.
Авиадесантируемая боевая машина БМ-21В «Град-В» на базе ГАЗ-66Б с брезентовым верхом кабины
Пусковая установка 9П125 помещалась в задней части автомобилей с выносными домкратами и подъёмной артиллерийской частью с 12 трубчатыми направляющими для запуска реактивных снарядов на дальность до 20 километров. С полной нагрузкой скорость машины достигала 85 км/ч.
Пусковая 12-зарядная установка 9П125 калибра 122,4 мм в боевом положении. 1967 год
Боевая система залпового огня БМ-21В в тропическом исполнении на шасси ГАЗ-66БАвтомобили продовольственной службы
К этой достаточно редкой категории относились войсковые фургоны АФХ-66 на шасси ГАЗ-66-01 или 66-11/12 для доставки в военные формирования хлеба и хлебобулочных изделий, а также комбинированная версия АФК-66 с дополнительным отсеком для замороженных продуктов.
Комбинированный автофургон АФК-66 на базе ГАЗ-66-11 для развоза продуктов по гарнизонам. 1985 год
Войсковая кухня КА-125 в кузове КМ-66 на базе ГАЗ-66-01/02 или 66-11/12 с полным набором необходимых принадлежностей обеспечивала питанием до 125 человек личного состава. Вместе с полевой столовой СА-32М с раздвижным кузовом на грузовике ЗИЛ-131 она образовывала центральный передвижной пункт питания ПСК-125.
Мобильная полевая кухня КА-125 (справа) в составе общей кухни-столовой ПСК-125
На заглавной фотографии – уникальная авиадесантируемая реактивная установка залпового огня БМ-21В «Град-В» на службе в вооруженных силах одной из восточных стран.