Свeчи Kia, судя пo нaдписи нa кoрoбкe, сдeлaны в Кoрee. Крoмe этoгo, нa упaкoвкe укaзaн нoмeр дeтaли. Другoй инфoрмaции нeт, нo кoрoбку в рукax дeржaть приятнo: всё нaпeчaтaнo чёткo и рoвнo, кaртoн дoстaтoчнo плoтный, и, нeсмoтря нa скрoмнoсть инфoрмaции, упaкoвкa кaжeтся сoлиднoй. Крoмe тoгo, кaждaя свeчa внутри лeжит в пeрсoнaльнoй кoрoбoчкe.
Oригинaл
Oригинaл
A дaльшe стaнoвится ясным, ктo нa сaмoм дeлe дeлaeт свeчи для Kia – этo тe сaмыe извeстныe NGK.
Оригинал
Скажем честно: оценить качество свечи глазами трудно. Разумеется, если у неё отваливается наконечник, боковой электрод приварен учеником ПТУ, а маркировка расползается пятнами по всему изолятору, то тут всё плохо. Но у нашей свечи таких признаков нет. Поэтому пойдём таким путём: достанем из коробки все четыре свечи и проверим всего два параметра: выставленный на заводе зазор и – как ни странно – сопротивление центрального электрода.
Ну с зазором всё понятно, про него сказано очень многое. В теории чем зазор больше, тем лучше. Грубо говоря, при большом зазоре будет большая искра, а значит, стабильнее воспламенение топливно-воздушной смеси в большом объёме. Но если зазор будет слишком большим, искра пройдёт не между электродами, а по пути наименьшего сопротивления. Произойдёт то, что называется «пробоем». А это и пропуски зажигания, и возможная «смерть» катушки зажигания, и всё то, про что коротко говорят «троит» и «не едет». Поэтому производителям свечей приходится постоянно искать компромисс между хорошей искрой и опасностью дать ей возможность «шить» везде, где у неё получится, но только не между электродами. А ведь свеча в моторе работает в условиях высокого давления смеси, что здорово усложняет процесс пробоя в нужном месте. Тут можно было бы вспомнить закон Пашена, который формулирует зависимость пробиваемости зазора от плотности среды, но в такие дебри лезть не будем. Сегодня автолюбители настолько избалованы, что стараются не забивать себе голову такими подробностями. Любая хорошая свеча делает эти знания абсолютно ненужными. «Хорошая» в нашем случае – с правильно выставленным зазором. Итак, берём щупы и измеряем.
Оригинал
Замеры получились скучными: на всех четырёх свечах зазор оказался равным 1,0 мм. Теперь перейдём ко второй части балета – к замеру сопротивления. Но сначала – немного занудной теории.
В центральном электроде современной автомобильной свечи зажигания есть резистор. Его основная функция – помехоподавление. Раньше резисторы могли ставить в цепь бегунка распределителя зажигания, высоковольтные провода, в наконечники проводов, в насвечники. Если помните, были такие советские свечи А17ДВ. Их сопротивление было нулевым – в них резистора не было. Потом появились свечи А17ДВР. Вот они резистор уже получили, отчего появилось и сопротивление. У тех свечей оно было около 6 кОм. У свечей, которые мы измеряем, сопротивление указано больше – 10 кОм. Проверим, так ли это.
Оригинал
В принципе, эти 10 кОм и получились. Есть небольшой разбег в показаниях, но им можно пренебречь – точность у нашего мультиметра не вполне эталонная.
Оригинал
Мультиметр показал цифры от 10,44 до 10,46 кОм. И они соответствуют тому, что нам обещал производитель.
Теперь достанем свечи-аналоги Denso.
Картона на упаковку пожалели: она тоненькая и легко расползается по швам. Но каждая свеча тоже упакована в свою коробочку, а резьба свечи защищена пластиковым цилиндриком. На коробке есть инструкция по замене и немного маркетинговой информации, не несущей пользы.
Аналог
1 / 4
Аналог
2 / 4
Аналог
3 / 4
Аналог
4 / 4
Кстати, эти свечи сделаны в Индонезии.
Что ж, берём щупы и измеряем зазоры. И получаем у одной свечи 1,0 мм, у трёх – 0,9 мм. Это существенная разница, которую современный мотор вполне может заметить. С сопротивлением всё в порядке – те же 10 кОм, что и у оригинала. А вот если поставить две свечи рядом, то между ними можно увидеть ещё одно визуальное отличие. Смотрим и ищем.
Аналог
На оригинальной свече уплотнительное кольцо (пустотелая металлическая шайба) почти в два раза толще той, что стоит на Denso. И это не очень хорошо: свеча – это не только деталь системы зажигания, но и «затычка» для цилиндра. При установке свечи шайба деформируется, плотно прилегая к свече и головке блока. Понятно, что основную герметичность обеспечивает резьба, а не шайба, но и её не просто так придумали. И если она с задачей не справится, может пострадать компрессия. Незначительно, но всё же. Ну а теперь перейдём ко второй паре, где оригинальным NGK будут противостоять свечи AMD.
Упаковку Kia мы уже смотрели – она тут точно такая же. А вот у AMD её нет в принципе: свечи пришли просто россыпью. Правда, колпачки на резьбе у них всё же есть. Никакой ценной информации на упаковке нет. Не особо ценной – тоже. Сказано про корейскую разработку и качество, но не указана даже страна происхождения. Впрочем, судя по штрих-коду (первым трём цифрам 880), сделана свеча в Южной Корее.
Аналог
Аналог
Сама свеча не кажется дорогой и слишком уж качественной: надписи расплывчатые, на металлических элементах есть множество следов грубой механической обработки.
Аналог
Теперь замеряем зазор. У оригинальных свечей он равен 0,9 мм, у аналога он тоже одинаковый, но равен 1,0 мм.
Оригинал
А вот при замере сопротивления обнаружилась интересная особенность: у свечей Kia всё как положено, а у аналога – 6 кОм. У одной свечи сопротивление резистора почему-то оказалось ещё меньше – 4,5 кОм.
Аналог
Ну и, опять же, есть вопрос к шайбе-прокладке: у AMD она намного тоньше, чем у оригинальной свечи Kia.
* * *
Было бы неправильно говорить о том, что все аналоги плохие. Это не совсем так. Плохие обычно не аналоги, а подделки. Приведу конкретный пример.
Вот эти как бы «иридиевые» свечи прослужили меньше 20 тысяч километров, после чего лишились центрального электрода.
На изоляторе при этом были видны характерные тёмные риски – следы его пробоя.
Проблемы с такими свечами очевидны. Как минимум – пропуски зажигания. Вот, например, как работал этот контрафакт.
Как видите, количество пропусков зажигания просто зашкаливает.
Если думаете, что моторы Киа и Хёндэ не настолько требовательны, то здорово ошибаетесь. Мало того, что с такими свечами можно распрощаться с катушками зажигания. Если дела пойдут совсем плохо, то можно распрощаться со всем мотором: несгоревший бензин будет догорать на выпуске, а точнее – в каталитическом нейтрализаторе. Ну а дальше понятно: керамическая крошка полетит в цилиндры, и здравствуйте, задиры. Не слишком ли высокая цена экономии?
И вот, что особенно важно: и иридиевые свечи, и наши свечи были куплены в крупных магазинах (разных), которым многие доверяют. И даже это не спасло от подделки. Да, у дилера цена на свечи выше. Те же самые NGK в коробке Kia в разных магазинах обойдутся рублей на 200 дороже. Но они будут настоящими и не только спокойно отработают свой ресурс, но и не испортят другие детали. Наверное, небольшая переплата в этом случае очень даже оправдана. По крайней мере, не придётся потом менять катушки или жаловаться на форумах на катализатор корейской машины.