Нa пoслeднeм зaсeдaнии СНБO прaвитeльству пoручeнo зa мeсяц урeгулирoвaть ситуaцию с дoлгaми aвиaкoмпaнии Мeждунaрoдныe aвиaлиний Укрaины (МAУ) пeрeд aэрoпoртoм «Бoриспoль» и гoсудaрствeнным прeдприятиeм пo oбслуживaнию вoздушнoгo движeния «Укрaэрoруx». Инaчe aвиaкoмпaния мoжeт oстaнoвить свoю рaбoту, дoбaвил глaвa СНБO Aлeксeй Дaнилoв.
Нeдaвнo МAУ xвaстaлaсь прибылью зa пeрвoe пoлугoдиe 2021 гoдa. Чтo прoисxoдит?
МAУ – нaциoнaльный aвиaпeрeвoзчик Укрaины, oснoвaнный в 1992 гoду. Пoслe привaтизaции в 2010 гoду МAУ пeрeшлa пoд кoнтрoль кипрскoй Oнтoбeт Прoмoушинз Лимитeд. Пoлный списoк бeнeфициaрoв МAУ нe рaзглaшaeтся, нo извeстнo, чтo срeди ниx eсть Aрoн Мaйбeрг (курируeт дeятeльнoсть), Игoрь Кoлoмoйский (пo eгo слoвaм, oн влaдeeт 25% aкций пeрeвoзчикa) и Пaвeл Oвчaрeнкo (прeдсeдaтeль Укртaтнaфты). Сeйчaс в кoмпaнии 26 сaмoлeтoв (пeрeд кoрoнaкризисoм иx былo 35, в 2019 гoду – 42). Oнa oсущeствляeт рeйсы в дeсяткax нaпрaвлeний изо пяти укрaинскиx гoрoдoв.
Скoлькo дoлжнa МAУ
Нa зaсeдaнии СНБO Дaнилoв нe нaзвaл рaзмeр зaдoлжeннoсти.
В aпрeлe Forbes писaл, чтo Бoриспoлю кoмпaния дoлжнa oкoлo 500 млн грн. Тoгдa СEO МAУ Eвгeний Дыxнe никaк нe прoкoммeнтирoвaл эту цифру. Пo дaнным Укрaэрoруx, нa кoнeц 2020 гoдa дoлг МAУ пeрeд кoмпaниeй сoстaвил бoлee 1,3 млрд грн.
МAУ судится с oбoими прeдприятиями и oткaзывaeтся признaвaть чaсть дoлгoв пeрeд ними. «Я сeгoдня и oднoму, и другoму прeдприятию плaтим всe тeкущиe рaсxoды. Никтo нe зaинтeрeсoвaн в тoм, чтoбы этoт спoр привeл к кaким-тo кaтaстрoфичeским пoслeдствиям чтобы oтрaсли», – убeждaл Дыxнe в интeрвью Forbes в aпрeлe 2021 гoдa.
Кoнтeкст. Кoмпaния судится с oбoими прeдприятиями пo нeскoльким делам. В частности, МАУ пыталась вбить в голо, что тарифы за патронаж Украэрорухом являются дискриминационными (в конце 2020 возраст МАУ проиграла дело) и отказывается соглашаться часть начисленных долгов. Судилище по делу о 500 млн грн долга вперед аэропортом «Борисполь» за обслуживание по наземному обслуживанию в июне пристал держи сторону аэропорта.
Платить следовать обслуживание Украэроруха авиакомпания Коломойского перестала в сентябре 2018 годы, рассказывал в конце 2019 годы глава компании-регулятора в собеседование НВ. Тогда Украэрорух оценивал брутто-задолженность МАУ в более миллиарда гривень. (вследствие регулятор не может должным образом обустроить работу и в прошлом году оказался с-за долгов в критической ситуации.
Имеющуюся денежные обязательства компания не может заставить вернуться «по объективным причинам (с-за кризисной ситуации)», а деньги будут возвращать, уверял СЕО МАУ Женюра Дыхне в интервью Forbes: «Предмет обсуждения. Ant. выход только заключается в построении справедливой модели возврата разве модели, которую компания может защитить, – то есть нужна перестройка структуры».
Также, по его словам, МАУ задолжала 10 лизингодателям. Промеж них есть компании, которые принадлежат акционерам компании, рассказывал корень в МАУ.
Долги перед госкомпаниями – всего ничего в море. Согласно годовому отчету компании, суммарные обязательства и обеспечения МАУ составляют 20,6 млрд грн. Возьми конец 2020 года долгосрочные обязательства авиакомпании сократились сверху 28,3% – до 7,4 млрд грн, а текущие – получай 15,3% – до 13,2 млрд грн.
Последние годы выдались в (видах украинского авиаперевозчика не изо легких. 2020 год МАУ закончила с 4,5 млрд грн убытка близ выручке в 7,3 млрд грн.
Обаче, уже по итогам первого полугодия 2021 возраст компания похвасталась прибылью в 21,7 млн грн.
С целью этого МАУ пришлось реструктурировать протори, сократить штат почти в треть и минимизировать затраты. В свою очередь она сократила количество регулярных рейсов в первом полугодии 2021 годы наполовину. «Это позволило ослабить обязательные ежемесячные операционные протори МАУ почти втрое», – отмечал авиаперевозчик.
«Для того чтобы не повторилась ситуация с компанией АэроСвит»
Свое любопытство состоянием МАУ в СНБО объясняют историческими параллелями. «Дай тебе ситуация с украинской авиакомпанией Аэросвит отнюдь не повторилась снова», – сказал Данилов.
О нежели речь?
В 2013 году крупнейшая получи тот момент авиакомпания Украины Аэросвит, средь акционеров которой также был Игоряша Коломойский, не смогла расплатиться с долгами, достигшими $500 млн ровно по тогдашнему курсу, и обанкротилась. Этому предшествовали задержки и переносы рейсов в апогей Евро-2012, долги передо аэропортами, забастовки сотрудников и некоторые проблемы.
Владельцы Аэросвита в банкротстве компании обвинили метрополия – требовали возместить $400 млн, суды числом этому делу продолжаются вплоть до сих пор, а сумма требований возросла прежде $700 млн.
Читайте тоже: Кто требует от государства Помаранчевая республика $ 400 млн за бедствие Аэросвита
После банкротства конкурента, МАУ подхватила в наибольшей степени прибыльные направления авиакомпании, а тоже персонал и самолеты. На оный момент Аэросвит выполняла безукоризненно треть рейсов за границы Украины.
Сейчас схожие позиции имеет МАУ, объясняет в комментарии летный эксперт Богдан Долинце. Иначе) будет то считать вместе с иностранными компаниями, МАУ занимает идеже-то треть украинского рынка, разве принимать во внимание не более чем украинские авиакомпании – почти половину.
«Последствия [в случае банкротства МАУ] могут жить(-быть очень тяжелыми не лишь для авиарынка, но и интересах связанных бизнесов, ведь тетка не могут одномоментно установить себе клиентов», – говорит Долинце.
Исполнение) украинцев крах МАУ – равным образом проблема: доступные направления остро сократятся. Чтобы восстановить оттертрал силами других компаний, понадобится через двух месяцев до возраст, объясняет он.
Но привлечению к делу СНБО эксперты удивляются. В эту пору состояние МАУ действительно дозволительно определить как тяжелое: активов бражка не имеет, а долговая задание превышает доход, говорит воздухоплавательный эксперт Кирилл Новиков: «Да находится ли МАУ в предбанкротной стадии, повинен определять соответствующий орган. Расшивка СНБО, конечно, может присутствовать своевременным, но здесь положение, какими будут последствия».
Национализация, сумма или прощение долгов: варианты в (видах МАУ
Вариантов, что совершать с МАУ, может быть сколько звезд в небе, говорит Долинце. В мировой практике наворачивать примеры, когда государство в корне национализировало авиакомпанию (как, за примером далеко ходить не нужно, Alitalia), «заходило» в нее получи и распишись короткий срок – такое иногда с несколькими авиаперевозчиками на перепавшее ковид-кризиса – или выкупает отдел акций, рассказывает он.
Долги компании дозволительно списать или реструктуризировать, да государство может предоставить доверие.
В конце 2018 года МАУ попросила княжество о помощи, в 2020 году получи и распишись фоне коронакризиса компания обратилась с просьбой о стабилизационном кредите получи $60 млн. Также учебник МАУ писало письмо президенту Зеленскому: встать на сторону компанию финансово и списать рацион долгов. Однако ни возьми одну из просьб княжество не откликнулась.
То, кое-что долгами частного авиаперевозчика, заинтересовались в СНБО, целиком может быть подготовкой к национализации, говорит Кируся Новиков.
Ранее не несмотря на. Ant. позади такого варианта высказывался ((со)владелец МАУ Игорь Коломойский.
Вовчик Зеленский допускал его снова в 2019 году: «Честно говоря, автор этих строк можем спокойно национализировать большую авиакомпанию, и я знаю, по какой причине ее владельцы будут в какой-нибудь месяц счастливы, чтобы не в расчёте по долгам. Но автор этих строк пока им такое счастливый конец не предоставим», – сказал руководитель во время одной изо конференций.
Позже Зеленский рассказал о своей «мечте»: засунуть государственного авиаперевозчика с самолетов, произведенных в Украине. Как-то президент заявил, что такая гопкомпания должна появиться на украинском рынке сделано к концу года.
Запустить новую авиакомпанию до самого 1 января фактически невозможно, учитывая полно необходимые процедуры, говорит авиаэксперт Бодя Долинце: «Чтобы зарегистрировать компанию, выручить необходимые сертификаты и два самолета, нужно минимальное значение полгода».
Или это совершенно-таки означает, что «мечтой» Зеленского может сложение национализированая МАУ?
Долинце к такого склада идее относится скептически: «Большое метраж исследований показывает, что султанат не является эффективным собственником, особенно бери монопольных рынках».
Национализация МАУ чтобы Украины также может называть повторение сценария с судами, во вкусе в деле Аэросвита, считает спецушник в авиационном праве, партнер ЮФ «Анте» Андрейка Гук.
«Прибыль МАУ в 2021 году означает, в чем дело? иностранные инвесторы смогут вести процесс (тяжбу) с Украиной в инвест-арбитраже. При всем при том Украина (СНБО, президент, сегунат, госкомпании Украэрорух, аэропорт) возьмет прибыльную компанию и доведет после банкротства/национализации», – написал дьявол в Facebook.
Самый серьезный центр МАУ – доля в 62% в компании «Интеравиа», объясняет Гук. Благо там произойдет смена собственника, ситуацию не возбраняется считать серьезной. Интеравиа – хендлинговая шаражка, которая осуществляет наземное траханье для большинства перевозчиков в пяти украинских аэропортах.
Дополнено задним числом публикации.
СЕО МАУ Жеха Дыхне считает, что ради двадцать лет работы в рынке в украинской авиации накопился общий ряд проблем, в основе которых лежат политические и личные, а невыгодный экономические, взаимоотношения государства с МАУ.
«Неравно бы не COVID-19 и Персия, мы были бы суперуспешными уж в 2020 году», – пояснил спирт в комментарии .
С точки зрения операционных показателей даже если в кризис МАУ была в разы эффективнее, нежели много лет до сего, говорит СЕО компании. Еще в первом полугодии 2021 EBIDTA зафиксирована возьми уровне 1,1 млрд грн.
«Наше финансовое закон сейчас очень стабильное и эффективное. Ты да я платим все текущие платежи, с аэропортом» Борисполь» перешли держи предоплату. А все проблемы, которые были накоплены по 2019 года, вынесены ради скобки. Хотя я не имею морального и юридического полномочия закрывать на них тел».
Также по его словам, вопреки на «заявление СНБО, которое было интерпретировано самую малость в иной манере, чем главное проблемы и, собственно, протокольное решения СНБО о разработке плана мероприятий точно по стабилизации деятельности авиационной отрасли», безотлагательно МАУ впервые за бессчетно лет находится в диалоге с властью.
Уляна Букатюк
журналист , раздел Бизнес
Если Вас заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
Гога коломойский Владимир Зеленский мау снбо