Сoглaснo пoстaнoвлeнию кaбминa oт 2017 гoдa, кaпитaльный рeмoнт oднoгo килoмeтрa дoрoги пятoй кaтeгoрии стoит 12 млн рублeй, a кaтeгoрии 1A – 126,3 млн рублeй; нa рeмoнт кaждoгo километра нужно 4,7 млн и 47 млн рублей соответственно; а на содержание – 806 тыс. рублей (для дороги «попроще») и 4,7 млн рублей (для трассы самый высокой категории).
Как сообщает «Коммерсант», поправки правительства предполагают, что соблюдать вышеперечисленные нормативы по тратам на дороги не нужно. Причём продлится такой период до 1 января 2024 года. Такая мера призвана сократить траты госбюджета, который уменьшился в том числе из-за пандемии коронавируса (Covid-19). Речь, вероятно, идёт о выплатах населению и представителям бизнеса, которые также осуществлялись за счёт госказны. Кроме того, на фоне «коронакризиса» стали меньше и поступления в бюджет. Ожидается, что «пострадают» в основном расходы на ремонт и содержание трасс.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что в очередном финансовом году объём расходов «недостаточен для обеспечения установленных законодательством расходных обязательств». Распространяться норма будет на период с 2021-го по 2023 год. На сколько именно в итоге сократятся расходы на федеральные дороги, пока что не сообщается.
Бюджет Росавтодора на ремонт и содержание дорожной сети в стране в прошлом году был равен 302 млрд рублей, а в 2020-ом он составляет свыше 325 млрд рублей. План ведомства на следующий год предполагал выделение 348,1 млрд рублей, на 2022-ой – 362 млрд рублей, а на 2023-ий – 378 млрд рублей. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится проект бюджета, согласно которому в 2021 году на федеральные дороги выделят 344,3 млрд рублей, в 2022 и 2023 – по 377 млрд рублей. Если новые поправки кабмина примут, этот план, вероятно, пересмотрят в сторону уменьшения.
Сокращение расходов может затронуть и региональные дороги. Так, в находящемся на рассмотрении проекте бюджета уже заложили сокращение средств, выделяемых на нацпроект «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД) в 2021 году. Сумму решили уменьшить на 5,9% (в следующем году выделят 117,4 млрд рублей). Напомним, в рамках проекта предполагается отремонтировать 50% региональных дорог и 85% муниципальных (в крупных городах и рядом с ними).
Уменьшение объёмов финансирования, скорее всего, негативно отразится на российской дорожной сети. Только за 2019 год в стране было зафиксировано 54 393 аварии при сопутствующих плохих дорогах. Этот показатель на 8,5% ниже, чем прошлогодний. В этих авариях погиб 4941 человек (-11,3%) и 69 401 участник получил травмы (-8,5%). Кстати, по итогам 2019-го показатель социального риска (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения) сократился до 11,6. Предполагается, что к 2024 году он должен быть не выше 4, но в профильных ведомствах считают, что РФ не сумеет достигнуть этой цели.