Oбрaтим внимaниe нa двe мoдeли Kia: Sportage зaнимaeт дeвятoe мeстo, нoвичoк рынкa Seltos – 15-e. Тeпeрь пoсмoтрим нa мaртoвскиe дaнныe пoстaнoвoк нa учёт, тут кaртинa стaнoвится нeскoлькo инoй.
Xoтя пo пeрвым пяти пoзициям измeнeний нeт, нo мы видим, чтo рaзницa мeжду мoдeлями стaлa инoй: скажем, Toyota RAV4 составляют только 65% от продаж «Креты», а не 77%, как по АЕБ. С учётом того, что у Hyundai в среднем по бренду за каждый отчётный период фиксируется около 15% «жёлтых» машин, то есть отгруженных дилерам, но не проданных, легко сделать вывод, что такое превышение регистраций над данными АЕБ дала тотальная распродажа складов. Проще говоря, «Крету» покупали на треть интенсивнее, чем обычно. Такую же картину мы наблюдаем по VW Tiguan, а вот за «Дастерами» и «Кашкаями» очередей не было.
Далее обнаруживаем, что две модели относительно данных АЕБ резко рванули вверх. По реальным продажам Kia Sportage и Kia Seltos занимают не 9-е и 15-е место, а 6-е и 8-е соответственно. У Sportage это вроде бы объясняется повышенным спросом на фоне ослабевшего рубля: в марте прошлого года на учёт встали ровно 2200 машин, в марте нынешнего – 2903, но только ли? Интересные данные мы видим по Seltos, сборка которого началась ещё в прошлом году, при этом первые отгрузки дилерам, если верить АЕБ, пошли только в марте. Однако регистрации «Селтоса» показывают интересную вещь, заставляя ещё сильнее сомневаться в достоверности данных АЕБ: оказывается, на учёт «Селтосы» вставали не только в марте, но и в феврале, и в январе. Таким образом «мимо АЕБ» в первые два месяца прошли 248 машин. В представительстве Kia нам сообщили, что это машины, закупленные дилерами для тест-драйва. Однако здесь возникает неувязка: во-первых, 56 машин из 248 были оформлены на физических лиц, во-вторых, представительства действительно очень часто продают организациям партии автомобилей мимо дилеров, для этого во многих представительствах даже организованы отделы корпоративных продаж. При этом данные на эти экземпляры всё равно передаются в АЕБ. А почему их не передали в этот раз?
Если смотреть по постановкам на учёт, VW Tiguan в зачёте компактных кроссоверов хоть и не обгоняет Toyota RAV4, но отстаёт от неё куда меньше, чем по данным АЕБ
Теперь сравним данные АЕБ и регистраций по «Селтосу» за март: 1242 и 2713 соответственно! В российском представительстве этот разрыв нам прокомментировали так: «В связи с эпидемией коронавируса 25 марта в обращении Президента Путина был по сути введён режим повышенной готовности, и неделя с 28 марта была объявлена выходной. Нашей компанией был досрочно прекращен прием мартовских рапортов от дилеров, которые как раз в конце марта массово выдавали законтрактованные в течение месяца “Селтосы”. Количество заключенных контрактов за первый месяц продаж компактного кроссовера превысило 4000. Поэтому фактически никакого разрыва в статистике не будет – данные выправятся во втором квартале». Итак, Путин выступил 25-го, допустим, данные от дилеров перестали принимать в последний рабочий день на той эпохальной неделе, то есть 27-го, хотя по факту многие дилеры и представительства не прекратили работу, а перевели сотрудников на дистанционный режим. Получается, что за четыре последних календарных дня марта в реальности продали в три с лишним раза больше машин, чем за все предыдущие дни месяца? Это что ж учёт такой?
А где гарантия, что и по остальным моделям такого нет – не только в Kia, но и у других брендов? И как вообще верить цифрам АЕБ, которые потом всё равно «выправятся»? Может быть, именно поэтому с нынешнего года и BMW, и Mercedes-Benz перестали передавать данные в АЕБ на ежемесячной основе, перейдя на ежеквартальный режим – просто не видят смысла так часто рапортовать? С одной стороны, ничего плохого в том, чтобы передавать в ассоциацию нужную цифру, нет. Многие представительства используют статистику АЕБ в своих целях – скажем, иные «китайцы» безбожно «желтят», правдами и неправдами заставляя дилера забивать склады. А затем отсылают в штаб-квартиры не количество «учтённых» в ГИБДД машин, а количество экземпляров, отгруженных дилерам.
Впрочем, давайте лучше подумаем, что нам ждать во втором и третьем кварталах после такой катавасии с «путинскими каникулами». Представляется, что по некоторым моделям вроде Hyundai Creta будет зафиксирован сильнейший провал по постановкам на учёт. Сначала заводы будут работать на заполнение опустошённых складов, затем начнёт медленно восстанавливаться спрос – по мере обретения людьми уверенности в завтрашнем дне, и лишь затем рынок войдёт в привычный ритм. Только вот когда это случится? И в каком году…