O тoм, кaк нынeшняя ситуaция влияeт нa бизнeс aвтoзaпрaвoк, министр энeргeтики рaсскaзaл в эфирe рaдиoстaнции «Эxo Мoсквы». Oн пoяснил, чтo спрoс нa гoрючee рeзкo сoкрaтился из-зa снижeния кoличeствa грузoпeрeвoзoк и aктивнoсти передвижения граждан. При этом президент страны Владимир Путин вчера официально продлил режим «нерабочих дней» до конца апреля, то есть ещё на 4 недели (он может завершиться раньше, если удастся изменить динамику распространения инфекции). По прогнозам Александра Новака, в дальнейшем в России спрос на бензин и дизель в среднем упадёт примерно на 40%. Он добавил, что в Европе продажи автомобильного топлива упали на 70%.
Если раньше, когда свободу передвижения людей никто не ограничивал, многие автозаправки (в основном из числа независимых) утверждали, что работали с минимальной прибылью, без неё и даже себе в убыток, то теперь ситуация для них становится ещё сложнее. Для ряда регионов, где преобладают независимые АЗС, это грозит в том числе дефицитом горючего (в случае, если заправки придётся закрыть из-за нерентабельности).
Будет ли государство помогать бизнесу, в том числе связанному с нефтепродуктами, пока неизвестно. С соответствующей просьбой к правительству РФ обратился Независимый топливный союз (НТС), который включает в себя владельцев нескольких независимых сетей АЗС и некоторых оптовых продавцов топлива. Глава НТС Павел Баженов считает нынешнее сокращение спроса на бензин и дизель «беспрецедентным». По его подсчётам, за последние пару недель в Москве и Подмосковье продажи бензина рухнули на 45%, дизельного топлива – на 30%. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на руководителя союза, в ряде регионов показатели упали в два раза, а в дальнейшем потери могут вырасти до 70% (это будет зависеть от жёсткости мер борьбы с распространением вируса).
В список мер, которые Павел Баженов предложил правительству РФ, входят: налоговые каникулы (в том числе по уплате налога на прибыль), отсрочки при уплате страховых взносов, а также приостановка (до конца 2020 года!) демпфирующего механизма, который заставляет нефтепереработчиков сдерживать рост цен на бензин на внутреннем рынке. Отметим, в перспективе такое решение может привести к увеличению ценников на АЗС. Рост цен на топливо скажется на тех, кому сидеть за рулём положено по работе, к примеру, на таксистах и водителях, которые занимаются доставкой товаров первой необходимости. В свою очередь, это может отразиться на обычных гражданах, так как «выльется» в подорожание продуктов и услуг.
По данным Росстата, в начале текущей недели в среднем по России литр бензина марки Аи-92 стоил 42,51 руб., Аи-95 – 45,93 руб. Цена дизеля в среднем по стране составляет 47,99 руб. за литр. Пока что стоимость топлива остаётся стабильной: за предшествующую неделю скромное увеличение ценников отмечено только в трёх региональных центрах, незначительное снижение – в семи областных городах.
В НТС ещё в 2018 году предлагали повысить рентабельность автозаправок с помощью разрешения на продажу алкогольных напитков. Запрет был введён ещё в 2011 году. Инициаторы отмечали, что эта мера не повлияла на количество «пьяных ДТП» (оно в течение нескольких лет росло), а значит, не является эффективной. При этом магазины при АЗС потеряли часть выручки. Правительство РФ эту идею оценило положительно, однако, как мы сообщали ранее, администрация президента РФ её не поддержала.
Недавно Kolesa.ru сообщал о том, что спрос на бензин упал и в США: там также людей просят самоизолироваться и не выходить из дома. При этом цены на автомобильное топливо в стране снова обвалились из-за снижения стоимость нефти. Так, на текущей неделе средняя розничная стоимость бензина в Штатах опустилась ниже психологической отметки в два доллара за галлон (41 рубль за литр).