Зaвoд тoржeствeннo oткрыли 5 июня. Рaбoтaeт oн дaлeкo нe нa пoлную мoщнoсть, нo имeннo блaгoдaря eму Haval стaл лидeрoм рoссийскoгo рынкa – в прoдaжу пoступили «тульскиe» крoссoвeры F7 и F7x. Прaвдa, свoю рoль здeсь сыгрaлa и фaктичeскaя зaмoрoзкa дeятeльнoсти Lifan, кoтoрый в 2018 гoду прeкрaтил сбoрку нa «Дeрвeйсe», a в 2019 гoду рaспрoдaвaл склaды. В янвaрe 2020 года, по заявлениям представительства, первые импортированные X70 уже поступили из Китая. Правда это или нет, мы узнаем совсем скоро, когда Ассоциация европейского бизнеса в России отчитается январскими цифрами продаж.
Даже с учётом запуска завода Haval в 2019 году не достиг объёмов Lifan 2018 года, отгрузив дилерам 12 284 машины против 15 097, полученных дилерами Lifan в 2018 году. Между тем, по отгрузкам рост получился впечатляющий – почти в шесть раз! Напомним, что в 2018 году Haval продал только 2 113 машин, импортированных из Китая. Но велика ли заслуга тульского завода в рекордных продажах Haval? Как оказалось, нет! Если вычесть из общего результата 3 219 проданных F7 и 477 экземпляров F7x, окажется, что с 8 588 импортированными автомобилями Haval остаётся только на второй строчке «китайского» рейтинга, уступая Geely (9 602 шт.), которая торгует исключительно машинами белорусской сборки. На третьем месте, к слову, идёт Chery с результатом 6 258 единицы.
Однако не это ли можно считать успешной бизнес-моделью – опережать с импортными машинами тех «земляков», которые открыли сборку?? Увы, ответ отрицательный, по крайней мере, в отношении Haval. Помнится, на открытии российского представительства компании в июле 2015 года заместитель генерального директора Михаил Роткин, попыхивая сигарой (их бесплатно раздавали и журналистам), уверял: с такими ценами на автомобили мы генерируем убытки. Действительно, с тех пор вплоть до последнего отчётного периода, а именно – с 2015 до 2018 годы включительно, компания «нагенерировала» более 1,16 миллиарда рублей убытков, ни разу не заработав. Вполне может статься, что таков был замысел: застолбить место, раскрутить бренд любой ценой, импортируя машины из Китая, а потом, когда марку узнают и полюбят, запустить завод и взять российских покупателей тёпленькими. Получилось ли это или нет, мы узнаем по осени, когда будут опубликованы финансовые результаты за 2019 год, но пока явных предпосылок к сокращению убытков и, тем более, к выходу в плюс нет.
Планировалось, что завод Great Wall в Тульской области откроют дистанционно руководители России и Китая – Владимир Путин и Си Цзиньпин. Вместе с этим должны были быть утверждены выгодные условия СПИКа для Great Wall. Этого не случилось: главы государств не смогли договориться, хотя вопрос лоббировал губернатор Тульской области Алексей Дюмин, бывший некогда охранником В. Путина
Самое печальное для Haval заключается в том, что наиболее популярной машиной в России остаётся Haval H6 первого поколения – откровенно устаревший автомобиль, рассчитанный на консервативную возрастную аудиторию. Машину продолжают выпускать в Китае, хотя уже более двух лет на рынке представлено второе поколение H6, радикально отличающееся от первого суммой потребительских качеств и, самое главное, более высокой ценой. Не логично ли было бы наладить сборку «первого» H6 в России, а не пытаться завоевать «городскую молодёжь», которая, как показывает практика, не особенно-то легко завоёвывается? Взять в кредит айфон за 60 тысяч можно, взять F7 за «полтора ляма» – уже проблема.
Ежемесячная детализация продаж показывает, что по двум наиболее популярным автомобилям в декабре представительство Haval стимулировало дилеров к увеличению продаж всеми возможными методами. Видимо, нужно было отчитаться перед штаб-квартирой как можно большим количеством экземпляров. В среднем с января по ноябрь дилеры получали по 500 экземпляров Н6, а в декабре – 869 (74%). С августа месяца, когда производство «раскочегарилось», дилерам отгружали по 443 машины F7 – обратите внимание: это меньше, чем в среднем в месяц по Н6. В следующем году модификация F7x с кузовом-купе может вытащить семейство F7 в лидеры – похоже, на автомобиль сформировался устойчивый спрос. Итак, в декабре дилеры получили уже 916 машин, то есть в среднем больше, чем в два раза по отношению к среднемесячному уровню. Добавим к ним 230 экземпляров F7x, получим 1 146 штук, из которых в декабре встало на учет 945.
Условия СПИКа для завода «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» были утверждены только в августе, однако контракт до сих пор не заключен
Какой из всего этого вывод? Если запуск завода и позволил начать представительству получать прибыль, то, скорее всего, в декабре вся выгода пошла на «аттракцион неслыханной щедрости». При этом совершенно не понятно, на сколько ещё хватит запала у китайцев, тем более, что и судить об этом трудно. Предположим, что до нового 2021 года завод в Тульской области не подпишут СПИК, одобренный Правительством РФ на драконовских условиях ещё в августе 2019-го. Это вовсе не будет означать, что китайцы могут заморозить сборку, но вполне может указывать на то, что усиление локализации отменяется. В то же время подписание СПИКа не станет сигналом к нормализации положения Haval. Собственно, компания может попасть в неприятную «вилку»: чем больше завод начнёт выпускать, тем больше ущерба будет приносить каждый сошедший с конвейера автомобиль. При этом выпускать меньше тоже невыгодно, поскольку срок окупаемости может растянуться до второго пришествия. В общем, прогнозировать трудно, а тут ещё коронавирус…