Нo нeпoнятнo, пoчeму трeтьeму из вeдущиx aвтoзaвoдoв ЯAЗу в прикaзe выдeлeнo всeгo 20 чисeл – oт 200 дo 219. Бoлee тoгo – двa индeксa «втoрoй сoтни» ужe испoльзoвaл ГAЗ. В 1943 гoду ужe сущeствoвaли ГAЗ-202 и ГAЗ-203, мoдификaции 6-цилиндрoвoгo двигaтeля ГAЗ-11, прeднaзнaчeнныe для вoeннoй тexники. В рeзультaтe зa пeрвым пoслeвoeнным грузoвикoм ЯAЗ-200 пoслeдoвaл нoмeр eгo 4-цилиндрoвoгo двигaтeля ЯAЗ-204, зaтeм нoмeр сaмoсвaлa ЯAЗ-205, зaтeм нoмeр 6-цилиндрoвoгo дизeля ЯAЗ-206, a за ним почему-то выдали число 210 трехосному грузовику. Добавим, что за время автомобильного производства диапазон чисел для ЯАЗа расширили до 250, самый большой из известных номеров – ЯАЗ-225. Но когда завод стал моторным, его прославили семейства дизелей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, коробка передач ЯМЗ-239.
ЯАЗ-219
Ещё 20 чисел от 250 до 269 поначалу «выдали» ульяновскому ЗИСу (будущему УАЗу). Известен только один индекс УльЗИС-253 так и не пошедшего в производство грузовика. Намного позднее, в конце 50-х, индексы от 250 до 299 получил наследник ЯАЗа, кременчугский автозавод. Мы отлично знаем грузовики КрАЗ-255 и КрАЗ-257, самосвал КрАЗ-256, тягач КрАЗ-258. Существовал даже опытный грузовик КрАЗ-253, но почему ему вторично дали ранее существовавший индекс, объясним ниже.
Одна из загадок данной индексации – прямо в 1943 году куда-то «пропали» числа от 300 до 350. Не найдены пока документы или печатные материалы об официальном выделении их какому-либо предприятию. Но после войны в Ульяновске планировали выпускать лёгкие грузовики УАЗ-300 (грузоподъёмность 1 т), УАЗ-302 (1,5 т) и УАЗ-308 (4х4). Вообще же в техническом проекте автомобиля, который по базовой модели называли «однотонным», было расписано аж двадцать исполнений – номера вплоть до 320 были заняты. Планировалось установить кузова различных типов (фургон, автобус, грузопассажирский, санитарный).
«УралЗИС-355М»
Наконец, числа 350-369 в 1943 году выделили миасскому ЗИСу (позднее завод назывался УралЗИС и УралАЗ). Сразу после войны появились УралЗИС-351, УралЗИС-352, потом серийный двигатель и опытный автомобиль УралЗИС-353, потом УралЗИС-355М. Далее уральским автомобилестроителям расширили диапазон до 399. Уже на базе двухосного грузовика Урал-355М появился опытный полноприводный Урал-381, а новая эпоха 8-цилиндровых трехосных грузовиков подарила стране Урал-375 и Урал -377.
ДАЗ-485, он же ЗИС-485. Единственный индекс Днепропетровского автозавода
После войны открылось несколько новых автозаводов. Некоторые так и не стали автомобильными, а были переведены в другие отрасли промышленности. Неизвестно, получали ли какие-то наборы индексов днепропетровский и новосибирский заводы. Впрочем, известно, что разработанная в Днепропетровске амфибия называлась ДАЗ-485, более того, по не до конца уточнённым данным, там планировался выпуск грузовика ДАЗ-451. А позднее индексы 450-499 получил возвращенный в первой половине 50-х в автомобилестроение УАЗ, там даже серийно выпускали автомобиль с бывшим «дазовским» индексом 451 – заднеприводную «Буханку» второго поколения.
УАЗ-450
Индексы 400-499 получил МЗМА, возрождённый на руинах КИМа, номера 500-549 – новый Минский автозавод МАЗ, а в дальнейшем – «отпочковавшиеся» от него БелАЗ и МоАЗ. У МЗМА к началу 60-х осталось около полутора десятков неиспользованных чисел. Например, неизвестно, присваивались или нет каким-то разработкам «Москвича» номера 413, 414, 417-419, 435-440, 443, 445-449, в то время, как МАЗ и его производные израсходовали почти весь свой резерв.
«Москвич» с двумя индексами: шасси и двигатель 400, кузов 422.
Номера 550-599 выдали после войны не совсем автомобильному заводу, который подчинялся министерству автомобильной или министерству автотракторной промышленности, в зависимости от того как в разные годы назвалось это ведомство. Речь о «Заводе №40» в Мытищах, потом – Мытищинском машиностроительном заводе ММЗ. Самосвалы ЗИЛ-ММЗ-554, ЗИЛ-ММЗ-555 или более старый ЗИС-ММЗ-585 знают все. Но и «специальная продукция», самоходные шасси для установки вооружений, выпускавшиеся ММЗ, тоже носили автомобильные индексы 575, 579, 580 и другие.
ЗИЛ-ММЗ-555
Кутаисский завод сначала выпускал грузовики по документации ЗИСа с московскими или мытищинскими индексами КАЗ-120, КАЗ-585. Вскоре он получил числа, начиная с 600: КАЗ-601, КАЗ-606, КАЗ-608. Номера от 650 в послевоенных 40-х дали Горьковскому автобусному заводу, чья продукция, чтобы отделить её от «газовской», называлась ГЗА. До 1950 года появились автобус ГЗА-651 и санитарный фургон ГЗА-653. В начале 50-х завод передали другому министерству, а его машины – павловскому Заводу автотракторного инструмента ЗАТИ. Так возникли автобусы ПАЗ-652, ПАЗ-672, также много «шестьсот пятидесятых» и «шестьсот шестидесятых» индексов разошлось на специальных модификациях автобусов – автолавках, хлебных фургонах, а также на разных опытных автобусах.
Автобус номер 651 сменил три завода: ГЗА, ПАЗ, КАвЗ
Во Львове сначала собирались выпускать автокраны ЛАЗ-690, но в 50-х там открыли производство автобусов: серийные ЛАЗ-695, ЛАЗ-697, ЛАЗ-699, опытные ЛАЗ-696 и ЛАЗ-698. Намного позднее, чем во Львове, выпуск автобусов был развёрнут в Ликино-Дулёво. Сначала там даже не было своей марки – базовой моделью как был, так и остался ЗИЛ-158. Вскоре там раздали числа «ниже», чем во Львове – вышли опытные ЛиАЗ-675, ЛиАЗ-676 и прославивший завод массовый ЛиАЗ-677. Только одним номером воспользовался Курганский автобусный завод – КАвЗ-685.
КАвЗ-685
«Семисотые» и «восьмисотые» числа обычно выдавали прицепам и полуприцепам. Но не всё так гладко. Как раз во время одного из объединений автомобильного министерства с тракторным на Кировском заводе в Ленинграде появились знаменитые тракторы «Кировец» с автомобильными, по всей видимости, номерами К-700, К-701, К-702, К-703. В НАМИ в конце 40-х опытным электромобилям дали числа НАМИ-750 и НАМИ-751. Часть «восьмисотых» номеров досталась фургонам и цистернам. Номера 762 и 763 каким-то образом получил ереванский ЕрАЗ, основанный вообще в 1965 году.
ЕрАЗ-672
Индексы «девятисотой» серии тоже достались разным фургонам: ГАЗ-900 (снова сам ГАЗ), ТА-943 (авторемонтный завод в Тарту), ГЗТМ-950 (Горьковский завод транспортного машиностроения). По остаточному принципу пришлось «наскребать» индексы заводам, появившимся в конце 50-х. ЗАЗ получил диапазон от 965 до 971, РАФ – от 976 до 982.
ЗАЗ-968, РАФ-977ДМ
1 / 2
ЗАЗ-968, РАФ-977ДМ
2 / 2
В приказе 1943 года надо обратить внимание ещё на два момента. Первый: «Автомобили разных типов разбиваются на объекты: шасси, кузова и платформы, которым присваиваются цифровые двух- или трёхзначные индексы». Этот пункт объясняет, почему первый «Москвич» носил индекс 400, позднее 401, а его кузов – 420, комплектная «Победа» была ГАЗ-20, а её кузов – ГАЗ-30, у грузовика ГАЗ-51 была кабина ГАЗ-81. Немало отдельных чисел разошлось на кабины, кузова, двигатели и на ЗИСе. Результат – откровенный «перерасход» индексов и возникшая позднее необходимость обозначить единым числом все части автомобиля: ГАЗ-53, ЗИЛ-130, «Москвич-407».
ГАЗ-21, ГАЗ-21
1 / 2
ГАЗ-21, ГАЗ-21
2 / 2
Вторая интересная цитата из документа: «Номер экспериментального образца шасси, кузова или платформы, не принятого к производству на заводе, при отсутствии чертежей с префиксом данного образца в подготовке производства может быть использован заводом для вновь осваиваемого шасси, кузова или платформы». Этот пункт окончательно ставит точку в одной современной дискуссии. Иные «знатоки» утверждают, что первую «Волгу» нельзя называть ГАЗ-21, так как её модификации носили какие-то другие лишние буквы: М-21 или ГАЗ-21Р, а ГАЗ-21 – это опытный «трехосник» 1937 года. Теперь мы чётко и однозначно видим, что довоенный вездеход и первая «Волга» – совершенно одноимённые автомобили с одним и тем же индексом ГАЗ-21. Это как раз тот случай, когда номер опытной разработки, чертежей которой давно не было ни в какой подготовке производства, присвоили вновь осваиваемому автомобилю.
ЕрАЗ